Не искушенному в электрических делах обывателю — генератор скутера может показаться очень сложным девайсом. Отчасти это верно: электрический ток — вещь глазу не видимая и, если механические неисправности мы можем увидеть или пощупать, то об неисправностях в электрике скутера мы можем только догадываться или выявить их с помощью специальных измерительных устройств.
Впрочем, «не Боги горшки обжигают» и если у человека есть к чему-то желание, то эта статья будет неплохим подспорьем, а тем кто ничего не хочет — не стоит и продолжать.
Генератор скутера относится к генераторам маховичного типа с возбуждением от постоянных магнитов. Данный тип генераторов применяется на подавляющем большинстве скутеров, а также мопедов и малокубатурных мотоциклов.
Обозначение основных элементов генератора
Генератор скутера состоит из ротора (по-колхозному — «якорь») и статора. Ротор устанавливается непосредственно на коленчатый вал и во время работы двигателя ротор совершает вращательные движения вокруг катушек статора
Статор крепится непосредственно к картеру двигателя. И при работе двигателя остается неподвижным. Статор представляет собой металлическую основу выполненную из нескольких пластин специального трансформаторного железа. На основании статора есть специальные выступы (катушки) поверх которых в строго определенном порядке намотан медный провод — образующий собой обмотки генератора.
В зависимости от модели генератора — обмоток может быть две или три. На генераторе представленном ниже — обмоток три: питающая, управляющая и высоковольтная
На внутренней поверхности ротора установлены постоянные магниты. Магниты имеют разную полярность. В стоке магниты закрыты крышкой, если ее снять, то их можно увидеть
Каждый из магнитов образует вокруг себя статическое (постоянное) магнитное поле. В свою очередь — поле каждого магнита будет разное: синее — отрицательное («север»), красное — положительное («юг»)
Если вложить статор в ротор таким образом как это сделано на двигателе, то мы увидим, что катушки статора будут находится в магнитном поле расположенных рядом с ними магнитов
После того как мы запустим двигатель — магниты ротора начнут вращаться вокруг катушек статора. Во время вращения ротора к катушкам, которые всегда стоят неподвижно будут подходить разные по своей полярности магниты и поле в котором находятся катушки будет меняться с очень большой скоростью. За счет быстрой смены магнитных полей в катушках генератора возникнет магнитная индукция и генератор начнет вырабатывать электрический ток.
Ток — это хорошо. Но ток генератора с возбуждением от постоянных магнитов величина непостоянная и напрямую зависит от оборотов двигателя: чем выше обороты двигателя тем чаще меняется поле катушек — индукция нарастает как следствие растет напряжение в катушках. Вот и получается, что на холостых оборотах двигателя напряжение генератора будет 8-10V, а на максимальных 60-70V.
Чтобы стабилизировать напряжение генератора до заданных пределов в систему энергообеспечения скутера внедрили специальный модуль регулирующий напряжения генератора. Он так и называется: реле-регулятор генератора
Принцип работы реле-регулятора очень простой: на статоре генератора есть три обмотки: питающая, высоковольтная и управляющая. Питающая обмотка является основной и предназначена для питания лампочек, звукового сигнала и зарядки аккумуляторной батареи.
Управляющая обмотка является вспомогательной и в случае повышения напряжения в питающей обмотке — реле-регулятор подает напряжение на управляющую обмотку — индукция сбивается и как следствие падает напряжение в питающей обмотке генератора.
При понижении напряжения происходит обратное: реле-регулятор прекращает подачу тока на управляющею обмотку, индукция восстанавливается, напряжение в питающей обмотке возрастает.
Управляющая и вспомогательная обмотка генератора намотана на одни и те же катушки
Высоковольтная обмотка намотана на отдельные катушки или катушку. Высоковольтная катушка нужна для формирования искры на свече зажигания и отношение к генератору имеет лишь от части. Скорее, она относится к системе зажигания, а это отдельный модуль и к работе генератора он имеет мало отношения
Еще одним вспомогательным модулем генератора является нагрузочный резистор. Он нужен для того, чтобы генератор не работал без нагрузки. Для устройств обеспечивающих генерацию тока — работа без нагрузки смерти подобна. Конструкторы заранее предусмотрели эту вероятность и чтобы исключить работу генератора вхолостую немного подгрузили питающую обмотку на резистор
Помимо вышеописанных элементов в систему энергообеспечения скутера внесен датчик зажигания, который, в нужный момент обеспечивает формирование искры на свече зажигания.
Данный модуль представляет из-себя тот же самый генератор только в миниатюре и и работает он точно по такому же принципу
На внешней стороне ротора есть небольшой магнитик в виде прямоугольного выступа. Этот магнит точно также как и его большие собратья формирует вокруг себя постоянное магнитное поле, а что происходит дальше вы уже наверное догадались: во время работы двигателя поле проходит через катушку датчика и в нем генерируется небольшой ток, который идет напрямую к коммутатору управляя в нем моментом искрообразования
Было бы зачетно увидеть статью про установку на скутер тюнингованых катушек. Это когда вместо штатной, ставиться генератор с большим числом катушек, скажем с 12 или 18.
В поисковиках пишут в основном хрень редкостную и непонятную.
А зачем статья? Прирост мощности у такого генератора по сравнению с штатным будет. Не существенный, но на 10-15% по любому.
Весьма полезная статья!
Неплохо было бы еще указать ПРАВИЛЬНЫЕ сопротивления катушек генератора и индукционного датчика постоянному току, что течет в мультиметре. А то я как-то решил проверить свой генератор и нашел эти сопротивления, на одном сайте по скутерам, а они имели значения «с точностью до наоборот»: высоковольтная катушка генератора — 150 ом, а датчик — 550 ом. При замере сопротивлений через колодку разъема для подключения к коммутатору, был весьма удивлен. Ибо закралась мысль, что провода от датчика и питающей катушки в колодке переставлены местами. Но искра на свече была, хоть и не совсем хорошая — красного цвета, поэтому пришлось снять ротор и добраться до «истоков» — мест подпайки проводов к катушкам. Питающая катушка имела сопротивление 490 ом, а датчик — 150 ом.
Катушки для питания освещения имели совсем мизерное сопротивление, около 1,2 ома между желтым и белым проводами. Удивил тот факт, что они абсолютно не «звонились» на массу. А при более тщательном рассмотрении обнаружилось, что у них и вовсе нет больше выводов обмоток, кроме имеющихся двух. Мотор — 139QMA на скутере UMC Baotian.
Андрей, сопротивление катушек и обмоток в плане диагностики мало что дает, разве что — укажет на обрыв.
Милай, усё правильно, енто якурь так,как гена на скутёре постоянного тока, а ротур, енто дяталь машин перяменного току. Нинциклопедь нады почаще чятать. А ён колхоз, да колхоз.
Подскажите можно ли как-то прикрепить магнитик на внешней стороне ротора. Так как новый стоит около 90$
Сергей, на ютюбе есть чувачок по имени Евгений Матвеев, канал Pit Stop, посмотрите, у него где-то было видео по вашей проблеме.
Если малое число оборотов магнето,будет ли нормальная искра? И если вращать магнето в другую сторону,будет нормальная искра?
Александр, магнето есть разных вращений — правое, левое. Выберите себе подходящий вариант, зачем вращать ее против шерсти? По оборотам — все CDI и другие подобные системы зажигания в том числе и магнето начинают устойчиво отдавать искру примерно с 300 об/мин.
Почитал…
на внешнем контуре не магнитик, а простая железяка. магнитик стоит в индукционном датчике.
ротор для QMB продается у нас на каждом углу, стоит 600р или 10$. Комплект ротор+статор+ датчик положения КВ стоит 1600р
вращать его можно в любую сторону, магнитному полю и катухам пофиг, но при этом нужно переставить датчик положения коленвала. как, опишу чуть ниже.
Система зажигания китайцами была содрана с хонды, но собственно принцип остался похожим.
Выступ на роторе проходит мимо датчика примерно за 30 градусов до верхней мертвой точки. Чем меньше скорость вращения ротора, тем больше время задержки между моментом прохождения пластины и моментом возникновения искры.
таким образом формируется нужная характеристика угла опережения зажигания от оборотов.
но это в хондах.. в китайцах часто встречаются «упрощенные» коммутаторы, в которых угол опережения практически неизменен.
Часто умельцы эти комплекты от скуттера QMB — статор+ротор+катушка+коммутатор используют в лодочных и иных моторах с разными направлением вращения коленвала.
это легко реализуемо.. просто нужно выставить ВМТ на моторе и поставить датчик раньше ВМТ градусов на 30 и все будет работать вполне сносно.
Сам часто использую этот комплект для восстановления работы «антикварных» аппаратов производства СССР в которых от времени размагнитился ротор.
Возражений, кроме «магнитика» не имею. На роторе стоит именно магнит, двух полярный по обыкновению. Допускаю, что на «китайцах» может стоять и обычная железка но по всем канонам могучего трудно постижимого CDI — именно магнит ротора должен наводить индукцию в катушке. По остальному, добавить нечего.
Сердечник датчика положения КВ выполнен из магнита и помещён в центр катушки. На роторе генератора установлена металлическая пластина которая проходя вдоль торца сердечника датчика изменяет магнитное поле тем самым изменяется и ЭДС в катушке датчика. Изменения ЭДС небольшие но этого достаточно. Аналогичные датчики использовались в ГАЗ 24 с Электронными системами зажигания первых выпусков. Для проверки поднеси металлический предмет к сердечнику датчика и датчик его примагнитит к себе.
Ок, пусть будет так.
А вот такая незадача : купил два статора китайских разных производителей на 10+1 катушек (трехфазные), установил на мотор 167 фмл , на котором стоял однофазный статор на 7+1 катушек. Ротор на 8 полюсов остался родной. И с одного снимается 90 ватт, с другого еле еле 60 ватт. Сечение провода одинаковое (около 1мм на обоих), визуально кол-во провода намотано тоже одинаково на обоих. У меня два варианта : либо медь недомедь либо железо не той марки на пластинах. Что можете сказать по этому поводу?
И еще вопрос.Если я добавлю пластин на такой статор и перемотаю проводом большего сечения,оставив родной ротор, мощность изменится в лучшую сторону?
Елена Никитина, в этом вопросе я вам не помогу. Мотать подобные вещи умеют многие, а вот сделать грамотный расчет и дать четкое техническое задание перемотчику — могут только инженеры. Я не обладаю такими знаниями.