• Вс. Сен 24th, 2023

Alisa-motors

Мастерская по ремонту и обслуживанию мотоциклов.

Фотоотчет: Ремонт сцепления мотоцикла «Иж-Планета», «Иж-Юпитер»

В свое время, мотоциклы производства Ижевского механического завода считались чуть ли не эталонными в своем классе. В особенности, Планетовский модельный ряд. Оно и понято: такого простого, неубиваемого, тяговитого, ремонтнопригодного и надежного двигателя как у «Иж-планеты» в то время не выпускал ни один гражданский завод. Даже считавшийся верхом совершенства мотоцикл «Урал» в плане надежности не мог сравнится с «Планетой».

«Болячки»

Всем хороша была в свое время «Планета» за исключением непродуманного механизма запуска. Тем у кого есть «Планета» думаю не нужно объяснять, что такое «отдача в обратную». Лично у меня, один раз так отдало, что порвало пополам вал кикистартера, согнуло вал переключения передач и разорвало храповик на корзине сцепления. Тем у кого улетают тапки в небо, по сравнению с моим вариантом можно сказать повезло…

Инструменты

  1. Большая плоская отвертка
  2. Небольшая линейка
  3. Головка на 17 и 22
  4. Съемник: берем ненужный диск сцепления, привариваем к нему пруток и наш съемник готов
  5. Маленькое зубило

Проверка барабана корзины сцепления

Первым делом проверяем храповый механизм ножного запуска. Именно на него приходится основная нагрузка. Переворачиваем корзину сцепления храповиком к себе, снимаем стопорное кольцо и разбираем храповик.

Стопорное кольцо корзины сцепления мотоцикла иж-планета иж-юпитер

разборка храповика корзины сцепления мотоцикла иж-планета, юпитер

Осматриваем зубья храповика: они должны быть острыми без сколов и других повреждений. Если зубья будут смятыми или поломанными — заводная лапка 100% будет проскальзывать. Многие мучаются с этой проблемой греша на густое масло или на слабую пружину — на самом деле причина проскальзывания лапки кроется в храповике.

Если зубья на корзине не изношены — храповик целесообразно переклепать: купить новый в магазине или снять с другой корзины и приклепать. Я переклепывал несколько корзин и ходили они без всяких проблем до «победного»…

Пример зубьев храповика в идеале.

Часто и густо, клепки на храповике ослабляются и если вовремя этого не заметить — их срезает. Чтобы этой неприятности с вами не произошло — пошевелите пальцами храповик. Если он будет шататься — высверливайте старые клепки и клепайте по-новой. Протяжка старых клепок как правило ничего не дает.

Если делаете сцепление «для себя» и надолго — обязательно проверьте в каком состоянии находятся зубья под моторную цепь.

Если зубья уже стали заворачиваться в обратную, то такую корзину следует сразу выкинуть на помойку. Толку с нее уже не будет: повысится шум работы, будет 100% жрать моторную цепь и не ровен час, когда в один «прекрасный» день зубья оближет и будите вы потом долго и нудно толкать свой драндулет…

Пример изношенных зубьев.

Нередки случаи, когда корпус корзины лопается. К сожалению корпус изготовлен их чугуна и заварить его будет проблематично. Если найдете трещины на корпусе — попробуйте найти сварщика, который занимается сваркой цветных металлов так называемого «аргонщика» они обычно берутся за сварку чугуна.

Пример трещин корпуса корзины. По большому счету, эту корзину можно еще спасти: снять фаски на трещинах, заварить и проточить швы на токарном станке. Но зубья под моторную цепь у нее были изношены и я ее выкинул.

Проверка внутреннего барабана корзины сцепления

Внутренний барабан вечен по определению. Единственная проблема, которая с ним возникает: разбивает и иногда срезает шлицы и ослабляется посадка болтов под нажимные пружины.

Оденьте барабан на вал и раскачайте его:

  1. Если барабан будет сильно болтаться на валу — осмотрите шлицы и если они разбитые — меняйте барабан на новый.

Раскачайте поочередно болты под нажимную пружину:

  1. Если болты будут шататься — выбейте их из барабана, накерните посадочные места и забейте обратно в барабан.

 

Проверка цепи моторной передачи

Устанавливаем на валы звездочку и наружный барабан корзины сцепления, затягиваем болт на ведущей звездочки и проверяем цепь на прогиб.

  1. Если цепь провиснет более чем на 20 мм — меняем ее на новую.

У меня цепь новая и поэтому прогиб у нее минимальный.

проверка натяжения цепи моторной передачи мотоцикла иж-планета иж-юпитер

Поверка дисков сцепления

Основные неполадки сцепления происходят по вине дисков. Если диски будут кривые или изношенные, то никакая даже суперская регулировка от кутюр плохую работу сцепления не исправит.

Износ определяется визуально и только на пластиковых дисках: осматриваем диск и если найдем на нем трещину или обломанный зацеп, которым он входит в наружный барабан или увидим, что круглые выступы на рабочей поверхности уже давным давно стерлись — выкидываем такой диск на помойку.

Кривизна дисков определяется так: ложем поочередно все диски на стекло и пробуем раскачать их

  1. Если диск качается — значит он 100% кривой и место ему на помойке.
  2. Если диск лежит ровно — оставляем его.

 

проверка дисков сцепления мотоцикла иж-планета иж-юпитер

Регулировка соосности зубьев моторной передачи

Надеваем на первичный вал КПП регулировочную шайбу, затем туда же одеваем распорную втулку наружного барабана сцепления. Одеваем на цапфу коленчатого вала пружинную шайбу. Устанавливаем на двигатель наружный барабан и ведущую звездочку моторной передачи, болт на звездочке затягиваем. Прикладываем к звездочкам линейку и смотрим соосность зубьев под моторную передачу.

  1. Если зубья не сойдутся — регулируем ихнее схождение подкладыванием или убиранием регулировочных шайб под корзиной сцепления

 

789-80-80- (17)

В моем случае зубья корзины и ведущей звездочки соосны.

После регулировки соосности зубьев — снимаем с двигателя барабан и звездочку а регулировочные шайбы и распорную втулку оставляем.

Одеваем на вал переключения передач упорную шайбу возвратной пружины кикстартера.

Одеваем вал кикстартера на вал механизма переключения передач и заводим в специальный паз крючок возвратной пружины.

Чтобы не получить травму руки — натягиваем пружину кикстартера только заводной лапкой!

Надеваем заводную лапку на вал, затягиваем болт и в зависимости от личных предпочтений натягиваем пружину. Лично я натягивал пружину на два оборота.  Получалось немного туго, но зато лапка не болталась как сопля и всегда возвращалась на свое место.

сборка механизма кикстартера мотоцикла иж-планета иж-юпитер

Устанавливаем на валы корзину с звездочкой и моторной цепью. Подкладываем под цепь оловянный пруток или палочку и с максимально возможным усилием затягиваем болт на звездочке.

затяжка звездочки моторной цепи мотоцикла иж-планета иж-юпитер

Устанавливаем на вал внутренний барабан сцепления, одеваем на него специальную контрящею шайбу, наворачиваем гайку, фиксируем барабан съемником и с максимально возможным усилием затягиваем гайку (резьба левая, тянем против часовой стрелки).

затяжа гайки корзины сцепления с помощью съемника мотоцикла иж-планета иж-юпитер

Отыскиваем в комплекте металлических дисков сцепления самый толстый — это упорный диск, на нем еще есть проточка с внутренней стороны — не ошибетесь. Ставим упорный диск проточкой к двигателю на внутренний барабан корзины сцепления, затем ставим пластиковый диск и чередуя диски друг с другом набираем корзину.

На «Юпитеровских» корзинах пластиковых дисков может быть 7 штук. На «Планетовских» только 6.

как ставить диски корзины сцепления мотоцикла иж-планета иж-юпитер

Устанавливаем в первичный вал КПП шток сцепления: на «Юпитерах» шток обычный, на «Планетах» с грибком. Одеваем на корзину нажимной диск, вставляем в отверстия нажимного диска стаканы под нажимные пружины, затем в них же вставляем пружины и зажимаем пружины специальными гайками.

Перед установкой гаек — их нужно накернить: лежим гайку набок и набиваем зубилом на фланце риску. Где набивать риску — увидите: там есть заводские. Сильно закручивать гайки не нужно — накрутите их так, чтобы ихние торцы были выше болтов на 5-6 мм, этого будет вполне достаточно.

После окончательной сборки сцепления — проводим его тщательную регулировку.

45 комментариев к «Фотоотчет: Ремонт сцепления мотоцикла «Иж-Планета», «Иж-Юпитер»»
  1. зубы на храповике и зубчатке кикстартера можно углубить болгаркой, я себе даже с новой так сделал, чтоб вовсе не косаться этой больной темы))

    бывает так, что и металлические диски сцепления тоже кривые…

  2. Роман, там болгаркой особо не разгуляешься: металл у храповика корзины тонкий и если его просадить — разорвет. Что я только не делал этому храповику и пришел к выводу, что лучше чем его заменить на новый ничего не придумаешь.

  3. да, просадить можно, но если аккуратно то всё норм, просто я в прошлом году, пошёл как дельный, купил новую корзину, а зубы храповика сволочи не шли в зацеп, ну скорее всего просто на просто продали откровенно бракованную корзину

  4. В том то и проблема, что запчастей хороших к советским мотоциклам в продаже нет. Я свою «Планету» только из-за этого и продал.

  5. Всем привет!!Люди подскажите пожалуйста!у меня мотоцикл планета-5 у меня проблема с 3скоростью когда включаешь она просто тупа прокручивается!!что делать???менять шестеренку???или что??

  6. netpicsik, прокручивается в смысле в холостую? То есть, когда вы включаете третью передачу — двигатель работает как на нейтралке? Если это так, то возможно КПП неправильно собрали или не держит фиксатор, а может быть навернулась шестерня. В любом случае нужно вскрывать крышку КПП и смотреть.

  7. Если на вашей Планете стоит родная КПП, то вам придется купить другие вилки. Так как КПП Иж-Планета5 отличается от КПП Юпитера: у них разные передаточные числа, а значит размеры шестерен и вилок. Номеров Планетовских вилок, которые подходят к КПП Юпитера я уже не помню, вам наверное лучше будет взять Юпитеровскую КПП и пойти с ней в магазин и по месту подобрать к ней вилки. Только так.

  8. привет админ,поставил родную коробку на планету все норма,только нет сцепления,и диски у меня не как у тебя на фото. Что нужно подскажи пожалуйста!

  9. Привет monaxlee, расскажи подробнее, что значит нет сцепления: передачу включаешь, отпускаешь рычаг сцепления, а мотоцикл никуда не едет?.. Или как?

  10. привет админ,спасибо я уже вроде разобрался. Диск сцепления не до конца за шел и из за этого не добило все остальные диски:-)

  11. Привет monaxlee, бывает и такое в нашей работе. Куда без этого?..

  12. админ привет. Как вилку на планете делать,бьет сильно?

  13. Привет monaxlee. Вилка — да, она била даже у новых Ижей… На моей Планете тоже била, чего я только не перепробовал и остановился на установке более мягких пружин от старых Планет, я ставил от Иж-планеты 2 и заливал в перья густое масло — типа Нигрола. Помогало конечно, но вилка все равно била — это такая конструкция, с этой проблемой нужно или смирится либо установить вилку от другого мотоцикла либо — переделывать.

  14. Скажите вот такой вопрос можно ли поставить корзину от юп5 на пл5?

  15. Добрый день! У меня ИЖ Ю5 заглох и кикстартер «стал колом». Передачи включаются, на нейтральной катиться и на сцеплении. Включал скорость с толкача никак, заднее колесо намертво. Думал клин от перегрева, но остыв ничего не поменялось.Скинул цилиндры поршни ходят нормально. открутил левую крышку и потихоньку покрутил полуось коленвала. С трудом она постепенно стала крутиться. Слабо знаком с мотоциклами отечественными, не знал что нужно отдельно заливатьмасло в коленвал через откручив болт с левой стороны двигателя, потому долил под поднятые поршни по 50гр моторного масла, вот и думаю насколько зря?

  16. Владимир, зря. Двигатель колоть походу придется вам: коренной, либо шатунный подшипник рассыпался, а может и крышку оборвало. Колите, вскрытие покажет. Для Юпитеров — колоть двигатель три раза в день — норма.

  17. Уважаемый Админ спасибо за ответ. Я не совсем понял, зря то что масло под поршни налил? Так вообще можно делать? Кстати сегодня посмотрел под мото уже маленькая лужица масла. Так как я со сцепление масло слил, остается только то что залил под поршни, следовательно прокладке конец (пробка внизу то на месте). Похоже что из-за полного или крайне недостаточного количества масла перегрелись и заклинили подшипники коленвала. Но то что колоть двигатель надо это 100%

  18. Конечно зря, это ведь 2Т. Там масла и из топливной смеси хватает за глаза. Владимир, вы сейчас идете верным путем — колите, не ошибетесь. Хотя, есть еще боле верный путь: подшаманить двигатель и впарить ваш Юпитер каким-нибудь оленям. Это самый лучший вариант.

  19. «подшаманить и впарить» я честно говоря купил его для поездок в деревне по грибы. Брал у человек в другом селе аж за 150км и доехал своим ходом. А потом вот так получилось. Клинанул :( Хотел Планету взять, но не было вариантов. А что думаете совсем плохой вариант Юпитер. Мне он вроде как не постоянно нужен, в сезон что бы 1000км проезжал да и ладно.

  20. Владимир, конечно плохой. Я бы даже сказал, что самый худший из того, что клепалось в СССР. Подшаманьте, продайте и не мучайтесь, такой мой вам совет. У самого было несколько Юпитеров — гадость редкостная…

  21. Админ ну Вы меня прямо «обрадовали» а какой тогда вариант есть что бы с коляской и недорого, только Планета? Урал и Днепр оч тяжелые для леса. Еще рассматривал вариант поставить Планетовский движок в раму Юпитера. Насколько я понял такое возможно не сильно большими заморочками.

  22. Возможно, но проще сразу Планету купить и не парится с переделкой. А еще лучше — выкинуть из головы раз и навсегда мысль о покупке советского БУ и все у вас сразу наладится и пойдет как по маслу.

  23. «выкинуть из головы раз и навсегда мысль о покупке советского БУ» так то да, когда есть альтернатива. Но альтернативы мото с коляской за приемлемые деньги увы нет!

  24. Владимир, я вот тоже с пару месяцев назад загорелся покупкой «Урала», «К-750» на худой конец «Днепр». Всех дома задолбал, со мной уже разговаривать перестали, махнули рукой — «делай, что хошь». Перегорело. По-возможности возьму «Ниву» ушатанную рублей за 70-80 и буду на рыбалку на ней ездить. К «Нивам» хоть запчасти в магазинах есть, а что есть к советским мотоциклам?.. В том то и вопрос.

  25. да тут вот как… машина то у меня есть, Японский полноприводный микроавтобус. Езжу на нем от города до деревни. А вот в деревне да по полям, лугам и лесам и к речке хочется чего то более мобильного, простого и дешевого. Мотоцикл я купил за 11тр с документами как положено. Бюджет был 25т.р. так что без доков думаю смогу еще пару мотиков взять если повезет. Хотя у нас есть барахолка с запчастями, да и магазины есть где з/ч для Ижей продают, не СССР конечно, Китай но есть.Да и не весь Китай плохой, как повезет это не Япония пока к сожалению. Нива это конечно другое дело, но тоже сыпется (у шурина уже вторая причем с салона) да и не бросишь такой транспорт в деревне в сарае. Вот как то так…

  26. Дело хозяйское, но Юпитера я бы ни при каких условиях не купил. Лучше бы пешком ходил: один фиг его постоянно толкать нужно, так лучше пешком налегке, чем толкать еще 250 кило.

  27. где найти ету регулировочную шайбу под корзину?

  28. Тарас, я в магазине покупаю. Если не нахожу в магазине чего нужно — роюсь в своих запасах, если и там ничего не находится — заказываю у токаря.

  29. Возможно Вы и правы. Это ведь не новый мотоцикл из СССР. Вот в юности у меня был мопед Рига и он у меня ездил и ездил. У друга была Планета, (предмет моей зависти)так мы как на ней только не ездили и ничего. С Юпитером не сталкивался тогда, но надеюсь что все же не так все плохо :)

  30. Привет. подскажи админ у меня юпитер — 5. достался бесплатно пригнал .беспокоит проблемы с карбюратором был к 68 д нормально ездил но потом он резко стал жрать топливо. я поменял его на планетовский к 62 и жаклёры переставил. тоже самое повторяется? т.е ездил в меру топливо потреблял а потом опять резко стал жрать. я его сейчас перебираю весь двигатель а что с карбюратором делать не пойму как ты думаешь?

  31. Привет, мож кто в тихую сливает? У меня такое было: думал скутер жрет, а оказалось, что малолетки ночью бензин сливали.

  32. Почему храповый механизм и полумесяц проскальзывает ,все зубья целые ,думал брак пробовал менять все ровно проскальзывают,помоглите разобраться?

  33. Храповик раздолбанный, больше причин нет. Меняйте храповик на новый, либо меняйте корзину.

  34. какой диск сцепления ставить последним

  35. в книжке по эксплуатации так.зачем ставить текстолитовый диск последним777

    Файл

  36. Чет я не припомню стоковых книжек такой вот красочной иллюстрацией. Можно ли на 100% доверять этой фотке/книжке?

  37. Привет. Собираю пл 4. Можно узнать сколько дисков пластиковых и металлических. Реально в книге 6 тех и 6 тех. Но тогда глубины барабана не хватает.

  38. Здравствуйте. Должно хватать даже на семь таких, семь эдаких. Диски родные или из новых? Сейчас диски делают как попало, возможно они у вас толще чем надо или кривые.

  39. привет! у меня юпитер 3, на 4ой передаче дёргается говорят можно подложить шайбы под корзину , так оно? если да то сколько?

  40. Колоть и смотреть, что там с шестернями.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.