36

Фотоотчет: Ремонт и сборка КПП мотороллера «Муравей», «Тула»

Обратился ко мне старый знакомый с просьбой отремонтировать КПП его «Тулы» то ли «Муравья» — я так и не понял. Двигатель был полуразобран: без цилиндра и сцепления. Честно говоря с «Тулами» я дела в плане ремонта не имел,  ремонтировал все время только «Муравьи». Слышал лишь только то, что у «Тулы» передачи переключаются как у обычного мотоцикла, а не как у «Муравья»

Что касаемо проблем именно с этой КПП, то я могу только предполагать какие у нее были проблемы. Клиент и сам не все до конца понимал: то ли выбивало третью и и вторую передачу, то ли эти передачи проскальзывали — я так и не понял… Впрочем, это и не суть как важно. Важно другое: клиент зная мою нелюбовь к «левым»запчастям принес в придачу к двигателю кучу Б/У деталей, что собственно не могло меня не обрадовать и не обнадежить в предполагаемом результате моего вмешательства в данную КПП

Из всего вороха Б/У запчастей мне удалось собрать две вполне работоспособные КПП, которые к слову сказать имеют некоторые отличия. Та КПП (справа) у которой промежуточная шестерня третьей передачи шире — явно не «Муравьевская» — предположу, что она либо с «Тулы» либо со старых «Муравьев» либо я чего-то уже не понимаю…

В той куче нашлось два исправных копирных вала с разными «ромашками». Левый вал, судя по «ромашке» — явно не «Муравьинный». Предположу, что он с «Тулы». Опять же, я могу и ошибаться так как ремонтировал всегда исключительно «Муравьи» и копирного вала с такой «ромашкой» я в них не встречал

И так я думал и сяк: «Тульская» коробка никаких преимуществ не дает и мне она в плане ремонта не очень знакома и я решил остановиться на «Муравьинной» да и как по мне — алгоритм переключения передач у «Муравья» намного удобней

Неисправности

Из-за того, что во время запуска двигателя усилие от кикстартера напрямую передается шестерне первой передачи — втулка, которой шестерня опирается на первичный вал изнашивается и причем изнашивается так, что шестерня начинает попросту болтаться на валу

 

  1. Перед сборкой — одеваем шестерню первой передачи на свое место и пытаемся ее раскачать. Если шестерня шатается — меняем ее на новую или, если у вас есть наработки в этой области — меняем только втулку, а шестерню оставляем

 

 

  1. Вторая типичная неисправность связана с тем, что ролик который фиксирует копирный вал не всегда работает именно по «ромашке», а зачастую соскакивает с нее и вместо ролика — «ромашку» фиксирует планка фиксатора как в моем случае. Такая неисправность приводит к тому, что передачи начинают выбивать, недовключаться или перескакивать через одну

 

Обратите внимание как от контакта с «ромашкой»стерлась планка и обрезало один усик шплинта

 

  1. Эта неисправность устраняется очень легко и просто: наденьте на вал переключения передач планку фиксатора вместе с его пружиной и вставьте вал в картер. Затем туда же вставьте копирный вал и несколько раз проверните его и посмотрите где будет бегать ролик.
  2. Если ролик не будет бегать не по «ромашке»  — подогните плоскогубцами планку фиксатора в нужную сторону так, чтобы ролик бегал строго по «ромашке» копирного вала

 

Правильное положение ролика

Все остальные неисправности которыми страдает данная КПП являются типичными для КПП мотоциклов советского производства и заключаются в износе рабочих кромок кулачковых муфт, зубьев шестерен и вилок переключения передач

Для наглядности отрыл вам из кучи хлама первичный вал с поистине конским износом зубьев ведущей шестерни первой передачи. Износ зубьев у нее составляет порядка 1мм. Такое ощущение, что этим мотороллером только тем и занимались, что «ГАЗели тягали»… Такой износ шестерен является критичным и вал к дальнейшей эксплуатации не подлежит

Сколько не перебирал двигатели ТМЗ и ни разу мне не попались шестерни с изношенными кулачковыми муфтами, а перебрал я их пару вагонов, если не больше… Смею предположить, что износ кулачковых муфт не является типичной проблемой двигателей ТМЗ в отличии от двигателей Иж, Зид и прочих

Кулачковые муфты шестерен должны быть в примерно в таком состоянии. К сожалению шестерни с изношенными муфтами даже в куче хлама мне найти так и не удалось. Поэтому показать нечего

Износом рабочих поверхностей вилок страдают все без исключения КПП в том числе и эта. Если износ не более о,5мм, то это вполне допустимо

Сборка

Ищем внутри правой половины картера копир по которому ходит собачка механизма переключения передачи, несколькими нажатиями проверяем его работоспособность

Берем в руку копирный вал так, чтобы его «ромашка» смотрела на вас и разворачиваем вилки переключения передач по часовой стрелки до упора

Не изменяя положения вилок переключения передач — собираем КПП и вставляем в нее вилки вместе с копирным валом в том порядке как это показано на картинке

Не нарушая положения деталей — устанавливаем КПП в сборе с копирным валом в правую половину картера и туда же  устанавливаем вал переключения передач вместе с планкой фиксатора. После установки планки фиксатора не забудьте завести его возвратную пружину в специальную прорезь внутри картера

Процедура по установки КПП при нужной сноровке проходит очень легко и быстро. Если у вас таким образом не получается установить КПП — разбирайте ее и ставьте детали по отдельности

Для пущей уверенности в том, что во время сборки копирный вал случайно не провернулся — доворачиваем его на сколько это возможно по часовой стрелке

Устанавливаем на вал переключения передач сектор механизма переключения передач при этом следя за тем, чтобы в зацепление с шестерней копирного вала зашел именно его последний зуб, а не какой-нибудь другой. После установки сектора — надеваем на вал переключения передач возвратную пружину

Закрываем КПП второй половинкой картера, собираем сцепление, устанавливаем поршневую и наслаждаемся безупречной работой собственноручно собранной КПП

Админ

36 комментариев

  1. Вчера собрал коробку, вроде всё легко и быстро. Соединил половинки картера. Итог — скорости не включаются. Вернее ели дошёл до 2 и усё (не в перёд ни на зад. Рычаг переключения ходит туго. Причина наверное толстая шайба, которую я подложил на вал под фиксатор скоростей. У меня шайбы не было. Пойду Вашим методом — шайбу уберу и подогну фиксатор скорости, хотя у меня он был сильно задран вверх, а я выгнул его перпендикулярно валу.

  2. Копаю дальше.Собрал без шайбы, вал переключения ходит легко, но скорости включаются всё равно не чётко. Начал разбирать вал с вилками и с первой вилки, что то вылетело (как пружина, найти не могу), нижнюю разбирал аккуратно, там ничего не было. На верхней канавке есть заусеницы и небольшой облом зубчика. Заусеницы зашлифовал, собрал с вилками, проверил вилки ходят легко. Но напрягает, что вылетело из под вилки. Что там должно было быть?

  3. Ничего там не должно быть. Мож просто, что попало?

  4. Наверное, сегодня за небольшие деньги купил новый вал с вилками. Там точно ничего нет.

  5. Валы разные бывают — сравните с своим: такой он хоть или нет.

  6. Спасибо. Вал со своим не сравнил, но он оказался идентичным моему. Собрал с новым валом, переключение скоростей не радует. Собрал со старым валом, скорости включаются так же не чётко. Как бы в один момент (при переключении движимые шестерни упираются в недвижимые, а не проваливаются в пазы. Через смотровое окошко пошевелил копир, а у него люфт миллиметра 3. Теперь не понятно из-за чего люфт. Попробую убрать люфт шайбами со стороны шестерни.

  7. Наконец нашёл время и собрал мотор. Подложив шайбы со стороны шестерни копировального вала, убрал люфт и передачи стали включаться чётко. Мотор завёл, всё работает отлично. Смешно, но теперь осталось ручку выжима сцепления переделать (очень большой люфт).

  8. Уважаемый админ, я с вами общался в другой теме почему не тянет муравей и задавал там вопросы по коробку, просто не прочитал все темы вашего сайта. Там где шестерня 3 передачи шире, это правда со старых моделей муравья, заменяются с новыми без проблем. Копировальная пластина что на фото слева с Тулы с большими колесами, у меня такое у**ще. Правда коробку можно поставить на муравья только всю в сборе, так как ведущие шестерни на ней больше а ведомые меньше, типа рассчитана на скорость, на моем муравье она стоит и все работает.

  9. Ну я так и думал, что с Тулы. У меня у соседа давно была Тула. У него передачи перетыкались как на обычных мотоциклах. Хотел реализовать такой алгоритм переключения — воткнул этот копир, но толку ноль. Жаль, что сейчас не ремонтирую, а то бы все равно заставил втыкаться передачи по-человечески.

  10. Там на тульских картерах еще отлив в низу картера для упора, а на муравье его нет. Уже не помню, но по моему в муравьевском картере даже тульская ромашка переключает скоростя все в одну сторону. Вообще техника для мазохиста, ну в смысле владеть таким чудом верх мазохизма, хотя все относительно. Знаю людей, которые ездят на муравье и горя не знают, видать повезло, что сборщики на заводе собирали трезвые.

  11. Я ставил на Муравья копир с Тулы, чет не перетыкались как надо. Жаль не было под рукой стокового двигателя от Тулы, а то бы я его всковырнул и поглядел, что там за хитрость. По второму тезису не все так однозначно. Есть человеки, которые следят за техникой, а есть наездники. Сколько раз ковырял Муравьи у которых масло с магазина не менялось, а было им лет по 30 лет. Многое от отношения к вещам зависит.

  12. Ну да, я сам на туле с 2001 года ездил, проточил цилиндр, новый карб к 65 г и 5 лет отбегал на работу. В 2007 купил убитого мураша , снял с него мотор на капиталку, а с тулы поставил на мураху и еще 2 года отездил, только стояло обычное зажигание.500 кг тянул на бугор на 3 скорости. Затем как в ваших темах отреставрировал родной двиг, купил новую поршневую, поставил магнето и началось. Все как вы писали и про новый цилиндр и про магнето. Что я ему только не делал , так он нормально и не заработал. Прокладки под головкой менял с завидной регулярностью, прокладки резиновые у карба покупал чаще чем носки ну и сальники иногда. Вся деревня ездила на консультацию по сборке коробки. У всех одна проблема — разобрали и пропала 2 скорость, а что я им мог сказать? Раньше таких форумов не имели, все через пробы и ошибки. Спасибо, что даете людям такую инфу. Скажу вам по секрету, что магнето для сельских людей это единственное спасение, сами знаете как муравей убивает аккуме, вот и выбираем из двух зол.

  13. Я всегда был против магнето. Даже в далеком детстве, когда мы лепили эти магнето на Риги. Самооправдание и самообман — вот в чем истинная причина такого хода мыслей. Да и некрасиво это выглядит. Муравей по своему харизматичен и торчащий с боку кусок тракторного железа с проводом — портит ему весь вид. Если уж на то пошло и сильно хочется, то я бы прилепил генератор от авто. Работы много, затратно, но результаты того будут стоить. А магнето — чистый колхоз. И по сути и по определению. Такое мое видение этой ситуации. А там, каждый волен решать, что ему близко по духу.

  14. Ну конечно, сами говорите , что люди не готовы тратиться на муравья, а тут такой расклад. При нынешней цене на аккумулятор и их качестве вложения баснословные. Вы рассуждаете с точки зрения специалиста ремонтника имеющем , судя по всему, немало инструмента и знаний с правильными руками, а я житель колхоза, в котором уже токаря нет лет 10, да и ездят у нас на муравьях восновном пенсионеры, а им абы ехало , да и магнето пропитое за пол литра. У нас в деревне последний муравей на аккумуляторе был у меня и то, как я вам писал, что движок в сборе ставил с тулы, ну еще есть пара с движками с инвалидки, они с генератором. Я конечно не знаю вашего возраста, но сами вспомните, когда началась массовая магнетизация муравьев, когда было не достать запчастей вообще, вот с тех пор и дрочатся все по старой памяти, без света и удобств.

  15. Да я ремонтник еще тот… И из инструментов у меня набор головок да ключей. Мне просто жалко Муравьев. Их сосем мало осталось, а неотколхоженых и нет почти. Мне вот дед недавно камень точильный подарил — «Арканзас». А деду дед его подарил, так и переходит по наследству. Он в наше время даром никому не сдался, но само то понимание, что тебе его дед подарил, а деду дед — заставляет относится к этой вещи как к вещи. В том то и дело, когда деды покупали на кровные технику, то они и следили за ней. Пусть и по стариковски, но ухаживали и лелеяли. Деды постарели, внучки не знающие отказа подросли выкатили с сараев дедовское добро и угробили.

  16. доброе время суток, после переборки кпп муравья и замена ролика фиксатора возникла такая хитрость переключение, появилась как бы нейтраль между скоростями например: н-1-н-2-н-3-н-4. В чем может быть проблема? Может жесткая пружина на ролике фиксаторе, и со времени при работается?)

  17. Здравствуйте. Может ролик не попадает на дорожку, в смысле не бегает по ромашке, а заверну набок. Возможно навернут механизм переключения, копирный вал\КПП неправильно собрали.

  18. вероятно второй т.к когда располовинел движок фиксатор вообще отпал и ни чего не фиксировал и передачи плохо включались или вылетали а сейчас не вылетает токо появилась нейтраль. придется сново половинеть :scratch:.(конеш можно и так ездить, но не удобно)

  19. Добрый день. Скажите пожалуйста сколько зубьев на шестерёнке первой скорости вторичного вала,коробки передач,двигателя Муравей.Разбирать времени нет, а наугад покупать нет смысла.

  20. Здравствуйте. Нужная вам шестерня — самая большая сверху. Зубья по фотке можно легко пересчитать.

    Файл

  21. Спасибо большое. А не подскажите проверенные магазины (в том числе и интернет магазины, с доставкой) где можно купит запчасти для Муравья. Там где обычно берём выбор есть, но уже небольшой( вот ту же шестерню уже не можем там купить). Желательно Москва или Юго-Восток Московской Области.

  22. Запы ищите на барахолках Б\У СССР, на Авито много есть чего к Муравьям. В магазинах ничего хорошего нет давно, одна гадость.

  23. Здравствуйте! Собираю КПП своего моторолика. Установил все валы в левую половину движка и испытываю переключение без правой половины.
    Как ни пробовал 2я скорость не включается! Подскажите пожалуйста в чем может быть причина?

  24. Здравствуйте. Копирный вал не разбирали случаем? Может вилки неправильно накинули? Фотки скиньте, посмотрим.

  25. Копирный вал не разбирался.
    Кстати обнаружил, что мотороллер несколько лет катался БЕЗ левого внутреннего подшипника (только сезонная работа)!

  26. Имеется в виду коренной подшипник.

  27. А передачи включались?

  28. Плохо но включались.

    Файл

  29. Собрана правильно. Попробуйте собрать ее на правой половине картера и с фиксатором: накиньте фиксатор на вал переключения передач. подведите ролик фиксатора к «ромашке» и как только ролик фиксатора зайдет в нужную впадину — посмотрите в каком положении будет шестерня включения второй передачи. Не помню и под рукой нечего нет — какой именно канавке соответствует вторая передача, придется вам самому вычислять.

  30. Спасибо буду пробовать!

  31. Собрал на правой половине — всё чётко переключается!
    Спасибо за фотоотчёты! Очень помогают в ремонте лошадки!

  32. Здравствуйте. Собрали коробку по вашей инструкции. Включается чётко нейтральная передача после каждой скорости, а в нужную передачу трудно попасть. Где ошиблись?
    Заранее спасибо.

  33. Здравствуйте. Возможно фиксатор слетел с ромашки. Нужно было собрать коробку на сухую и погонять передачи.

  34. спасибо за быстрый ответ.

  35. доброго дня, прошу помощи пропало сцепление(ведёт),но самое интересное то, что выключаешь сцепление мотороллер глохнет ,спасибо

  36. Здравствуйте. Гадать толку нету, попробуйте снять малую крышку и выжать рычаг, если криминал есть — сразу будет видно.

Обсуждение закрыто.