Сцепление очередного клиентского «Муравья» после «ремонта» и наверное уже сотой регулировки продолжало работать не совсем должным образом. А именно, буксовало во время запуска двигателя причем так, что заводной рычаг попросту проворачивается в холостую. Хозяин естественно начал уверять, что со сцеплением все путем и нужно всего лишь его отрегулировать (типичные разговоры: у большинства моих клиентов ремонт ассоциируется исключительно с регулировочными работами). Причина такого хода мыслей банальна: регулировка не подразумевает покупку новых запчастей.
Я долго спорить не стал — нажал пару раз на рычаг он оказался не то, что тугой, а просто дубовый… Причем дубовый до такой степени, что даже мне не удалось выжать его до конца… Долго мы спорили с хозяином и решили вскрывать сцепление и смотреть, что к чему.
В итоге, после вскрытия обнаружилось, что сцепление было неправильно собрано и при выжиме болты упирались в крышку. Плюс ко всему несколько дисков были кривыми и их пришлось заменить.
Последний диск то ли так поставили, то ли сам вылетел из пазов — неясно
Регулировочные гайки были затянуты до такой степени, что болты стали упираться в крышку и протерли в ней борозду
Трос привода доживал свои последние деньки и требовал замены
На другом конце троса — следы типичного колхозного ремонта (без комментариев)
После ремонта с последующей заменой, смазкой и регулировкой свободного хода троса привода — сцепление наконец-то заработало. Хотите верьте, а хотите нет, но передачи с нейтральной по четвертую стали переключатся от легко нажатия носком кроссовка причем стоя на месте, а не в движении. А рычаг после замены и смазки троса стал настолько мягким, что хозяин, когда его выжал и включил передачу чуть не расплакался от счастья.
К чему это я вам все рассказываю? К тому, что в 99,9% случаев проблемы в работе сцепления советских мотоциклов ни как ни связаны с его регулировкой. Бывает человек провозится с с регулировкой дня три, а потом оказывается, что причина ни в неправильной регулировке, а например в ржавом тросе или в кривых дисках.
Причины неполадок в сцеплении
- Сцепление ведет: Заржавел, расплелся, перегнулся трос или его оболочка, кривые диски, чрезмерная затяжка регулировочных гаек, большой свободный ход рычага
- Сцепление буксует: Заржавел, расплелся, перегнулся трос или его оболочка, кривые диски, недостаточная затяжка регулировочных гаек, отсутствует свободный ход рычага
Проверка троса
- Если трос и оболочка целая и не перегнутая — смажьте его маслом разведенным в бензине примерно один к одному: шприцем закачайте эту смесь в оболочку
- Если трос, а в особенности оболочка повреждена, перетёрта или перегнута — меняйте такой трос на новый
Регулировка затяжки гаек
Регулировочные гайки затягиваем примерно до такого предела как на фото. Я всем своим клиентам затягиваю примерно так — ни больше и не меньше. После затяжки гаек — нажимаем на рычаг и смотрим как отходит нажимной диск.
- Если диск отходит с перекосом — подтягиваем на пол оборота нужную гайку и проверяем по новой
- Если пол оборота мало — крутим гайку еще на пол оборота, пока диск не станет отходить идеально ровно
- Если вы перевозите большие грузы и сцепление не справляется с повышенной нагрузкой и буксует — подтяните на несколько оборотов гайки
- Если усилие на рычаге для вас велико и вы эксплуатируете мотороллер без груза или одиночку например «Тулу» — отпустите гайки
Регулировка свободного хода троса
С левой стороны двигателя снимаем крышку, отворачиваем контргайку на регулировочном болте и в зависимости от того какие были проблемы с вашим сцеплением проводим регулировку свободного хода рычага сцепления.
- Если сцепление вело — закручиваем регулировочный болт
- Если сцепление буксовало — выкручиваем
Закручиваем-выкручиваем регулировочный болт ровно до тех пор пока свободный ход на конце рычага сцепления не составит 5-10мм. После регулировки болта — фиксируем его отверткой и затягиваем контргайку
Спасибо !
Отличное пособие. Огромное спасибо. Всё очень доходчиво.
У меня сцепление без регулировочных болтов там пальцы под стопорные кольца без регулировок сцепление не выжимается вообще что делать ?
Константин, снимите трос с рычага и попробуйте задавить рычаг, если рычаг будет ходить нормально — замените трос на новый. Если рычаг не пойдет — разбирайте сцепление.
Трос новый рычаг не давится сцепление разобрал у меня нет рег. болтов там 5 паьцев со стопорными шаибами получается что пружины сильно сжимают диски и рычагом их не отводит муравей 76-78 года выпуска. Вопрос сколько должно быть дисков в сцеплении
На поздних двигателях стояло шесть пластмассовых и шесть металлических. На старых, если верить литературе должно стоять пять таких, пять таких

Понял посчитаю.я убрал пару один ыеррадо один метал. получше стало ноо на незаведенном.хочу попробовать убрать пальцы и поставить болты что бы можно было отрегулировать
Блин У МЕня нЕту Гаек у меня в Туле просто стопорные шайбы надеваются и все и не могу исправить сцепление ведет постоянно,включаю на 1 передачу с нейтралки на выжитом сцеплении а он уже едет по чучуть как так кто знает.
У вас корзина старого образца. Разберите корзину и проверьте на коробление диски, заодно проверьте трос, может где перегнулся.
Спасибо за статью. Очень позновательно и понятно. Решаю проблему сцепления. Ведет и все. А не подскажите, на сколько должен смещаться нажимной диск при выжиме сцепления? у меня отходит на 0,8мм всего. Это нормально или мало?
Мало, должен отходить на 4-5 мм. Проблема в приводе у вас скорей всего.
спасибо за информацию.. буду дальше разбираться
Автор, у меня такая проблема, ведет сцепление с легка, то есть когда вкл 1 скорость, он немного едет, а подтяну болт на 0.5 оборотов, тогда заводился немного ведет на муравье, что делать? Диски вроде бы не стертые
заводилку немного ведет
Диски кривые.
Всем тулаводам и муравьеводам — :bye: (привет). Очень давно не заходил, вот решил проверить что да как.
:bye: :bye: :bye:
День добрый, помогите найти неполадку.
Восход-3м (с кузовом), при движении тряхнуло на яме и сразу пропала тяга, движок работает, все передачи переключаются, а движения нет! Разобрал — все цело, в коробке только вилку заменил люфт был, собрал — заводится, все переключается но по прежнему не едет! В чем причина?
Здравствуйте. Помочь никто не против, но чем?