В конструкции мотоцикла имеется множество элементов, при выходе из строя или повреждении которых двигатель не будет запускаться. По сути, для пуска двигателя необходимо сочетание трех факторов:
• топливо (смесь бензина и воздуха в нужной пропорции – примерно 14 частей воздуха на 1 часть бензина);
• компрессия;
• искра.
Топливная система
Топливо попадает в цилиндр из топливного бака и проходит через кран. Кран предназначен для перекрытия подачи топлива (в случае необходимости) либо переключения на резерв.
В большинстве топливных кранов установлены топливный фильтр-экран и отстойник. Неисправность любого из этих элементов может препятствовать нормальному прохождению топлива.
Для проверки качества подачи топлива нужно выкрутить дренажный винт карбюратора (если он предусмотрен конструкцией). При этом необходимо соблюдать осторожность из-за высокой пожарной опасности бензина. У многих карбюраторов, произведенных после 1970 года, имеется специальная дренажная трубка. Поступление топлива через нее означает его попадание в карбюратор. Внутри карбюратора уровень топлива контролируется при помощи поплавка, связанного с игольчатым клапаном.
Проблемами, связанными с уровнем топлива, могут быть повреждения или негерметичность поплавка, неправильные настройки его уровня, зависание или загрязнение игольчатого клапана (при заклинивании клапана в открытом положении топливо, как правило, начинает вытекать через переливную трубку). Неправильная настройка уровня поплавка влияет на состав топливной смеси и, скорее, ухудшает эффективность работы двигателя, а не процесс запуска.
Топливовоздушная смесь
Топливовоздушная смесь играет огромную роль в обеспечении плавной работы двигателя и его запуска. Ее состав зависит от работы жиклеров, воздушной заслонки (и клапана), а также устройства для обогащения (подсос), необходимого для холодного пуска. Типичными проблемами карбюраторов, негативно влияющими на пуск двигателя, являются неработоспособность обогащающего устройства, нарушение подачи топлива и негерметичность впускного коллектора.
На старых моделях коллекторы изготовлены из резины и имеют большую склонность к нарушению герметичности как в самих трубках, так и под прокладками. Для выявления утечек воздуха можно распылить на места стыков аэрозоль WD-40 во время запуска двигателя. При их наличии обороты двигателя возрастут.
Для того чтобы обойти устройство для обогащения смеси, можно распылить WD-40 прямиком в приемную область карбюратора (перед этим необходимо снять воздушный фильтр) во время пуска двигателя как при кик-старте, так и при запуске с кнопки. Следует помнить, что аэрозоль WD-40 очень легко воспламеняется, поэтому при работе с ним следует соблюдать особую осторожность.
На мотоциклах с несколькими карбюраторами их работа должна быть сбалансирована или синхронизирована. Если после запуска двигателя требуется немного открыть воздушную заслонку, то это указывает на полное или частичное засорение главного жиклера.
Компрессия
Величина компрессии, необходимая для наиболее полного сгорания топливовоздушной смеси, является очень важным параметром для запуска и работы любого двигателя внутреннего сгорания. Ее значение зависит от модели мотоцикла, а также от типа двигателя (2- или 4-тактный). Однако компрессия менее 6 атм, как правило, указывает на внутреннюю неисправность двигателя. Перед принятием решения о проведении ремонта двигателя необходимо выяснить нормативные значения компрессии для данной модели.
2-тактные двигатели
Плохая компрессия на 2-тактных двигателях может быть вызвана повреждением/поломкой поршневых колец или поршней, нарушением герметичности головки блока цилиндров или прокладок блока цилиндров, а также повреждением или протеканием сальников коленчатого вала. Замечание: ухудшению запуска двигателя может предшествовать увеличение дымности отработавших газов, которое является следствием износа сальников коленчатого вала.
4-тактные двигатели
Компрессия в 4-тактных двигателях поддерживается работой системы изменения фаз газораспределения, прилеганием клапанов к их седлам, регулировкой зазоров в клапанном механизме, посадкой поршней и поршневых колец, а также герметичностью уплотнения головки блока.
Для выявления причины снижения компрессии необходимо провести тест на наличие утечек.
Искра
Затрудненный пуск двигателя часто вызывается загрязнением или неисправностью свечей зажигания. Особенно это характерно для старых 2-тактных двигателей. Самым простым способом проверки является снятие разъема со свечи и проведение теста на искрообразование. Для этого необходимо поместить высоковольтный провод на головку цилиндров и прокрутить двигатель.
Тем не менее при проведении этого теста нужно соблюдать особую осторожность, так как проскочившая искра может воспламенить горючую смесь, выходящую из открытого цилиндра. Помимо этого, существует также риск поражения электрическим током, поскольку искра образуется за счет высокого напряжения.
Замечание: несмотря на то, что при проведении теста свеча может создавать хорошую искру, это не означает, что она будет нормально работать в экстремальных условиях после установки, поэтому хорошей идеей будет всегда иметь под рукой запасную свечу зажигания, проверенную на работающем двигателе).
Если свеча дает хорошую искру (четкий голубой разряд), то следует убедиться, что она появляется в нужное время, контролируемое системой регулировки фаз газораспределения. В зависимости от типа системы зажигания (контактная или электронная) производителями устанавливаются различные моменты воспламенения топливовоздушной смеси. Они выражаются в градусах поворота коленчатого вала до ВМТ (верхней мертвой точки) или в величине хода поршня до нее (расчет значения опережения зажигания заключается в вычислении угла поворота коленчатого вала, соответствующего определенному положению поршня в цилиндре).