Обычно для передачи крутящего момента от двигателя к заднему колесу на мотоциклах применяется цепь или карданный вал. В цепном приводе используются две звездочки, соединенные цепью: одна связана с коробкой передач, а другая – с задним колесом.
В карданном приводе вал соединяет шестерни, одна из которых расположена в коробке передач, а другая – в ступице заднего колеса. Каждая из этих систем известна под названием «главная передача», поскольку представляет собой главный (конечный) набор элементов для передачи крутящего момента к заднему колесу.
Некоторые производители, в особенности Harley Davidson, на части своих моделей использовали ременной привод, однако обычно на классических мотоциклах для передачи крутящего момента применяется цепь.
Вид привода в зависимости от типа мотоцикла
У любителей классических мотоциклов, собирающихся приобрести себе нового «стального коня», вопрос выбора между цепным и карданным приводом может вызвать затруднения. Если мотоцикл не спортивный, выбор ограничен – цепь. В случае если планируется покупка мотоцикла класса «touring» или «sports touring», выбор более широкий.
Из всех произведенных мотоциклов с карданным приводом наибольшее число выпустила компания BMW на моделях с V-образными двигателями. Впервые карданный привод появился на мотоцикле BMW R32 в 1923 году. С тех пор он неизменно присутствует в спортивной линейке компании. Система доказала свою надежность и долговечность. Даже некоторые модели универсального назначения (обычного и внедорожного) имеют карданный привод.
Преимущества и недостатки каждой схемы
Преимущества цепного привода:
• небольшой вес;
• легкость обслуживания (требуется очистка и подтяжка);
• смягчение пиковых нагрузок в результате резких ускорений, торможений или езды по неровностям;
• передаточное число может быть изменено путем установки других звездочек и цепи;
• лучшая топливная экономичность.