Как сейчас помню: пришел я как-то в гости к одному своему знакомому, а он «мутит» только что купленного за пару пузырей самогона «Муравья», а именно — пытается заставить работать заводной рычаг. Снимает крышку — ставит ее обратно, а он у него, то трещит после запуска двигателя, то поднимается.
В те годы я и сам то плохо разбирался в «Муравьях» и к сожалению ничем не мог ему помочь. В итоге дело по настройке «заводилки» так ничем и не закончилось: мучился мучился мой знакомый с этим рычагом покуда сие занятие ему не надоело. А надоело оно ему очень быстро и свежепреобретенный (свежеобмытый) «Муравей» тут же был впарен каким-то оленям в соседний колхоз.
В чем сложность?
Сложность заключается в том, что «Муравьиный» механизм ручного запуска имеет оригинальную конструкцию. В корне отличную от конструкции всех остальных механизмов запуска советского производства. К тому же, в отличии от всех других мотоциклов советского производства — кикстартер «Муравья» требует правильной установки и фиксации специальным упорным болтом. Без этих основополагающих моментов — правильной работы от механизма запуска вы не добьетесь.
Принцип работы
Механизм ручного запуска представляет из-себя обычный храповик реализованный посредством каретки свободно передвигающийся вдоль оси вала и шестерни передающей усилие от вала к шестерне первой передачи КПП и далее к двигателю.
На шестерне и каретке есть косые зубья, которыми эти две детали входят в зацепление друг с другом образуя муфту одностороннего действия — храповик.
Жестко связанная шлицами с валом каретка через которую во время запуска передается первоначальное усилие от ручки запуска под действием пружины находится в постоянном зацеплении с шестерней. После того как вы потяните на себя заводной рычаг — усилие от руки передастся валу затем через шлицы каретки и далее через замкнутые зубья храповика — шестерне. Таким образом — выстроится прямая цепь передачи момента от руки к коленчатому валу и двигатель провернется.
После того как вы запустите двигатель и отпустите заводной рычаг. Вал под действием возвратной пружины вернется на место. Специальный косой упор расположенный на корпусе каретки упрется в упорный болт. Каретка сдвинется вдоль оси вала и зубья храповика разомкнутся. Таким образом храповик прекратит свою работу, а шестерня продолжит свободное вращение на валу.
Момент, когда заводной рычаг опущен — храповик разомкнут
Во время следующего запуска после того как вы потянете заводной рычаг — вал вместе с кареткой провернется, упор каретки отойдет от болта и под действием нажимной пружины каретка сдвинется по оси вала к шестерне и зайдет с ней в зацепление. Таким образом храповик снова включится в работу и вы сможете провернуть двигатель.
Момент, когда вы потянули за рычаг — упор каретки сполз с болта — каретка под действием пружины вошла в зацепление — храповик замкнулся
Типичные неисправности
Из типичных неисправностей данного узла стоит отметить следующие:
- Поломка возвратной пружины
Поломка возвратной пружины приводит к тому, что заводной рычаг после запуска двигателя перестает возвращаться на место
- Поломка или износ зубьев храповика. Поломка или износ зубьев маховика приводит к проскальзыванию заводного рычага
- Износ упорного болта. Износ упорного болта приводит к тому, что после запуска двигателя каретка ударяясь об него не скользит, а продолжает находится в зацеплении
- Еще одно часто встречающейся неисправностью является поломка вала. К сожалению фотки оборванного вала в данный момент у меня нет
Установка
Устанавливаем вал в крышку сцепления, заправляем в соответствующие отверстия усики заводной пружины
Выкручиваем упорный болт, устанавливаем крышку сцепления и одеваем на вал заводной рычаг
Проворачиваем заводной рычаг до тех пор пока упор каретки не зайдет за отверстие упорного болта. Момент прохождения упора можно проконтролировать обычной отверткой или куском проволоки. Вставьте в отверстие отвертку или проволоки и после того как почувствуете, что упор на каретке коснулся проволоки — доверните на четверть оборота заводной рычаг и не отпуская его — заверните упорный болт
Весь смысл установки заключается в том, что нам нужно добиться того, чтобы упор каретки зашел за болт и все.
Правильное положение упора каретки относительно болта
Если вы не дотяните до нужного положения рычаг, и затяните болт, то в этом случае механизм запуска у вас работать не будет!
Неправильное положение упора каретки
Радует, что всё конкретно и дословно ражёвано
Почему нельзя, перед установкой шестерни храповика на вал кикстартера, установить каретку храповика,пд углом, относительно отверстия возвратной пружины так, чтобы «подвод» за упорный болт был минимальным? В этом случае возвратная пружина не будет сминаться (деформироваться) и «терять форму» (как на вашем фото)?